Юрист финансов

Признаки индивидуализации юридического лица

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога!

В правовом поле существует большое количество юридических лиц, зарегистрированных в определённом законом порядке. Такие предприятия обладают рядом признаков, определяющих их правосубъектность: возможность приобретать права, выступать в суде от своего имени, исполнять обязанности, иметь в собственности обособленное имущество, в размере стоимости которого они несут ответственность. Чтобы выделиться из массы других организаций, необходимы средства индивидуализации юридического лица.

Юридический адрес фирмы

Один из способов индивидуализации организации – указание при регистрации компании её места нахождения. Оно определяется как адрес, где находится исполнительный орган предприятия (чаще всего это её директор). В некоторых случаях таким местом является адрес других лиц, которые могут действовать от имени компании без доверенности. Например, руководитель управляющей организации в случае, если функции директора общества возложены на иное юридическое лицо.

Корректно указанный юридический адрес организации имеет определяющее значение для её функционирования. По этому адресу с ней осуществляют связь не только государственные органы, но и её контрагенты, приходит корреспонденция, определяется подсудность компании и т. д.

Несмотря на важность такого признака, как место нахождения, этот вид средства индивидуализации не указан в перечне, который представлен в ГК.

Рассмотрим по порядку, какие же средства индивидуализации обозначены в Гражданском кодексе.

Наименование юридического лица

Название фирмы – одно из важнейших средств индивидуализации. Компания может использовать его разными способами: поместить на бланках или вывеске, указать в рекламных объявлениях или на упаковке с выпускаемой продукцией.

Требования к фирменному наименованию:

  • обязательно отражает организационную форму (учреждение, публичное акционерное общество, ООО и т. д.);
  • для некоммерческих организаций есть дополнительное требование – включать в наименование слова, указывающие на характер её деятельности. Например, организация, оказывающая услуги по обучению вождению, может иметь следующее название: Частное образовательное учреждение «Автошкола Крутой вираж»;
  • организация, кроме полного наименования, вправе обозначить в учредительных документах ещё и сокращённое название. Кроме того, за фирмой закрепляется возможность иметь наименование не только на русском, но и на других языках как Российской Федерации, так и иностранных;
  • права на наименование исключительные, их передача другому лицу не допускается. Предприятие получает их с момента регистрации в государственном реестре и теряет только в случае ликвидации компании или при официальной регистрации смены названия.

Товарный знак

Это позиционирование товаров и услуг, производимых юридическими лицами и предпринимателями, которое преследует цель индивидуализировать продукцию. Подлежит обязательной регистрации в государственном Патентном ведомстве, о чём выдаётся специальное свидетельство. Разрешается его использование любым способом в рамках закона, в том числе и передача по лицензионному договору другим лицам.

Что может выступать в качестве товарного знака? К его составляющим относится словесное и изобразительное обозначение различных цветов и их сочетаний, а также другие комбинации элементов. Например, логотип «Кока-Кола» отличает соединение бело-красных цветов и определённого шрифта.

Место происхождения товара

Этот вид индивидуализации указывает на местность или географический объект, чьё название сложилось исторически. Оно может быть официальным или нет, но всегда тесно связано с производимой там продукцией. Природные условия или человеческий фактор этой территории непосредственно влияют на характеристику товара.

Самые известные образцы наименования места происхождения продукта: «Шампанское», «Хохлома», Тульский пряник, Нарзан и другие.

Коммерческое обозначение

Предприниматели и юридические лица могут использовать помимо наименования, полученного при регистрации в ЕГРЮЛ, дополнительные обозначения для индивидуализации одного из своих торговых или промышленных подразделений.

Такие коммерческие названия не обязательно вносить в учредительные документы и регистрировать в специальных ведомствах. Ярким образцом служит вывеска магазина или офиса. Хозяином фирмы может быть как ООО «Ромашка», так и предприниматель Иванов И. И. А на двери торговой точки может располагаться абсолютно любое название, например, ателье «У Марины» или лавка «Чайный дом».

Спасибо, что вы с нами!

Знайте свои права и не бойтесь их применять

Юрист финансов

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ

Свяжемся с вами через несколько минут и обсудим все детали